Наши партнеры

          

 

Наши рубрики

























 

  











Яндекс.Метрика
 
Новости СоюзаНовости СоюзаО Союзе: список Городов-ГероевО Союзе: список Городов-ГероевФорумФорумФотоальбомФотоальбомОплатаОплатаКонтактыКонтакты
 
8 (499) 763-45-60, 8-929-925-86-44
г. Москва, Семеновская наб., д. 2
info@gorodageroi.ru

 

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЮЗ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ 


Продолжение. 


История города в Великую Отечественную войну


18 июня 1936 года на берег Белого моря, к бывшему Николо-Корельскому монастырю, прибыла первая группа строителей, чтобы построить здесь город. Первым общежитием для первостроителей стал пароход «Иван Каляев». Через два года посёлок Судострой был преобразован в город Молотовск. Начали работать крупные промышленные предприятия. К середине 1941-го численность населения составила 25 тысяч человек.

Уже в первые часы войны в Молотовске был развёрнут мобилизационный пункт. За четыре года более 14000 жителей ушли на фронт, 4079 из них полегли на полях сражений, в их числе 2000 человек пропали без вести. 2000 девушек-комсомолок были направлены на строительство оборонительных сооружений Карельского фронта. 

За годы Великой Отечественной войны Молотовским горвоенкоматом были сформированы 27 воинских подразделений. Среди них:

– 13-я отдельная лыжная бригада. В декабре 1942 года она была отправлена на Волховский фронт во 2-ю ударную армию. Там бригада участвовала в боях по прорыву блокады Ленинграда. В память о 13-й лыжной бригаде на острове Ягры установлен памятный знак;

– 296-й запасной лыжный полк, который занимался отправкой отдельных лыжных батальонов на Карельский, Волховский, Калининский фронты. В полку было около 2500 человек личного состава;

– 169-я курсантская стрелковая бригада;

– 33-й запасный стрелковый полк и другие.

Для защиты воздушных рубежей были сформированы части ПВО. К осени 1941 года в подразделениях народного ополчения Молотовска состояло 3460 человек.

Объединение сил на государственном уровне для противостояния фашистским агрессорам ускорялось. Военно-экономическое сотрудничество развивалось в основном по линии ленд-лиза. Основной морской грузовой поток решено было доставлять в порт Молотовска.

26 ноября 1941 года Молотовский участок Архангельского морского торгового порта принял первое судно союзного конвоя – британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3. Погрузочно-разгрузочные работы проходили в тяжёлых условиях, не хватало рабочей силы. Многое приходилось делать вручную. Танки, самолёты в разобранном виде, продовольствие, взрывчатка громоздились на причалах. Значительным было расстояние от города до порта – 5-6 километров. Но поезда, отвозившие из Молотовска грузы, ходили непрерывно.

Исключительно важное значение Молотовского порта в период войны заключается в том, что он был единственным портом на севере России, способным работать круглосуточно обладающим самыми глубокими причалами и самым механизированным портовым оборудованием. По официальным данным Министерства морского флота СССР более половины судов союзников, пришедших в Белое море, принял порт Молотовска (920 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, стратегических материалов. продовольствия, что составляет 61 %). Именно в этом состоит основной вклад нашего города в победу над фашистской Германией. о. 

Главный завод Молотовска – № 402 (ныне АО «ПО «Севмаш») с началом войны получил значительные оборонные заказы и переключился на изготовление продукции для фронта. На заводе был налажен выпуск тралов, орудийных башен, понтонов для форсирования рек, цистерн для хранения топлива, снарядов, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций. снарядов, корпусов бомб и многое другое.

К концу 1941 года завод превратился в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флотов на севере. Проводился ремонт иностранных и советских судов, получивших повреждения. Всего в годы войны было отремонтировано 139 кораблей и судов (33 боевых корабля и вспомогательных судна ВМФ, 24 ледокола, 12 советских и 70 иностранных транспортов). Их общее водоизмещение 850 тысяч тонн.

В годы войны завод освоил строительство серии противолодочных кораблей – больших морских охотников за подводными лодками. В мае 1944-го головной корабль вошел в состав Северного флота. Это был первый корабль, полностью построенный на судостроительном заводе № 402. Всего за годы войны введены в строй 23 больших морских охотника, последний сдан флоту в 1947 году. 

В 1944 году заводу № 402 было присуждено 1-е место во Всесоюзном социалистическом соревновании с вручением знамени Государственного комитета обороны. Таких успехов коллектив добился благодаря слаженному труду. В годы Великой Отечественной войны к станкам судостроительного завода  № 402 встали подростки и женщины.  В 1942 году из общего количества работающих женщины составляли 47 %. Большой вклад в работу предприятия внесли и учащиеся школ ФЗО, ребята 14-16 лет наравне со взрослыми выполняли свою работу. Все ежедневно совершали маленькие трудовые подвиги во имя Победы. 

В годы войны главная угроза Молотовску была с воздуха. Первый вражеский самолёт появился в небе над городом уже 22 августа 1941 года. Бойцы местной противовоздушной обороны отражали налёты вместе с 

зенитчиками. Интенсивность зенитного огня была такова, что в этот период ходить по городу было небезопасно из-за падающих на землю осколков. С начала Великой Отечественной войны Архангельская область стала госпитальной базой Карельского фронта. В Молотовске располагались четыре эвакогоспиталя – № 2522, 4870, 4871, 1142. Для них были предоставлены лучшие здания: новые четырехэтажные школы №№ 1 и 7, управление строительства, гостиница «Маяк» и роддом. Не всех раненых удавалось спасти. На месте захоронения 103 бойцов, умерших от ран, в 1975 году на острове Ягры был открыт воинский мемориальный комплекс. 

В 1942 году налёты на Молотовск продолжались с марта по ноябрь. Они совершались несколькими группами самолетов, пытавшихся на разных высотах прорваться сквозь заградительный огонь. 

Охрану побережья Белого моря обеспечивала расположенная на острове Ягры  34-я отдельная береговая артиллерийская батарея. Она должна была отражать атаки. 

Согласно мобилизационному плану, ремонтный завод строительства № 203 (позднее Севдормаш), на котором работали чуть более 100 человек, должен был срочно освоить выпуск стабилизаторов и сборку 50-миллиметровых мин. И он справился с поставленной задачей. К 1943 году выпуск этих мин составил 30 тысяч штук в месяц. Для сравнения: все остальные предприятия Архангельской области выпускали 15 тысяч штук в месяц. Вскоре завод освоил выпуск 82-миллиметровых, 120-миллиметровых мин для тяжёлых артиллерийских минометов.надводных кораблей и подводных лодок противника, если бы им удалось прорваться в Белое море и подойти к Молотовску. Личный состав батареи принимал участие и в разгрузке кораблей в порту. 

Жители города, люди разных профессий, воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны ушли на фронт руководители города. Первый секретарь ГК ВКП (б) Виктор Матвеевич Лебедев служил в штабе 62-й армии, оборонявшей Сталинград, и погиб в 1944 году на Южном фронте. 

За годы Великой Отечественной войны пять жителей удостоены высокого звания Героя Советского Союза: П.В. Коновалов, К.М. Трухинов, А.В. Тихомиров, А.Д. Юдин, Н.Ф. Чесноков. Город гордится своими земляками, среди которых 68 кавалеров Ордена Славы. 

Жители Северодвинска (до 1957 года – города Молотовск) внесли достойный вклад в Победу над фашистской Германией. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1983 года № 8810-Х город Северодвинск  награжден орденом Ленина за заслуги трудящихся города в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.



Фотоальбом

Видео


Попечительский Совет Межгосударственного Союза Городов-Героев

Председатель Попечительского Совета  Межгосударственного Союза Городов-Героев 

Павел Павлович Бородин 


Президиум Межгосударственного Союза Городов-Героев

Председатель Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор

Виктор Васильевич Горбатко 















Дважды Герой Социалистического Труда, Председатель Международного организационного комитета по присвоению Международного почетного звания "Город Трудовой Доблести и Славы", Заместитель Председателя Правления Межгосударственного Союза Городов-Героев

Ярыгин Владимир Михайлович.














Герой Социалистического Труда, специальный представитель Межгосударственного Союза Городов-Героев по вопросам многостороннего сотрудничества Межгосударственного Союза Городов-Героев в России, Украине, Республике Беларусь и Абхазии. Председатель Международного союза машиностроителей; Председатель Совета Министров РСФСР в 1990—1991, Заместитель председателя Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев

  Силаев Иван Степанович.




Зам. Председателя Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев, Герой Советского Союза, генерал-майор 
Сергей Макарович Крамаренко


Председатель исполкома, Первый Заместитель Председателя Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев
Алексей Семенович Ткачев




























































Новости Союза   |   О Союзе: список Городов-Героев   |   Форум   |   Фотоальбом   |   Карта сайта   |   Оплата   |   Контакты  
Работает на: Amiro CMS