Наши партнеры

          

 

Наши рубрики

























 

  











Яндекс.Метрика
 
Новости СоюзаНовости СоюзаО Союзе: список Городов-ГероевО Союзе: список Городов-ГероевФорумФорумФотоальбомФотоальбомОплатаОплатаКонтактыКонтакты
 
8 (499) 763-45-60, 8-929-925-86-44
г. Москва, Семеновская наб., д. 2
info@gorodageroi.ru

 

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЮЗ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ 


Это интересно

Корни «Катюши» - из Выксы

Знаменитая система залпового огня, получившая распространённое имя «Катюша», подобно скорости выпущенного ею реактивного снаряда столь же стремительно получила и всемирную славу. Однако этого нельзя сказать об одном из создателей легендарного оружия Великой Отечественной Василии Лужине.

Об изобретателе системы реактивного залпового огня страна впервые услышала в июне 1991 года, когда вышел указ о присвоении ему и еще нескольким ученым звания Героя Социалистического Труда «За большой личный вклад в развитие отечественного реактивного оружия». Самого Героя уже давно не было в живых, а его родственников тогда найти не удалось. И только спустя несколько лет, 24 апреля 1994 года, в вечерней передаче 1-го канала был показан сюжет о вручении представителем президента России ордена Ленина и Золотой звезды Героя Социалистического Труда вдове конструктора Екатерине Михайловне Лужиной.
Эта замечательная женщина, ее близкие и сохранили для нас рассказ о талантливом человеке, в жизни которого, как оказалось, была не одна, а целых три «Катюши»…

Василий Николаевич Лужин родился в деревне Новодмитриевка Нижегородской губернии в семье зажиточного крестьянина. У его отца Николая Васильевича Лужина было шестеро детей — Иван, Михаил, Василий, Алексей, Мария и… Катюша.

В 1918 году, боясь раскулачивания, Николай Васильевич вступил в ВКП(б), отдал свой дом под школу, а сам с семьей переехал в Выксу. Семья жила очень бедно, однако Василий с отличием окончил семилетку № 3, потом рабфак в Нижнем Новгороде и в 1931 году поступил в Московский авиационный институт, который тогда только что обрел статус самостоятельного высшего учебного заведения, отделившись от МВТУ им. Баумана.

Комсомольский вожак, заводила, Василий отличался открытым характером, смекалкой и остротой ума. Умея решать достаточно каверзные технические задачи, он быстро завоевал авторитет у именитых конструкторов. С ним, молодым специалистом, который только-только оперился, советовались опытные инженеры.

По окончании института Лужин работал на заводах Москвы и Ленинграда, а в апреле 1937 года судьба привела его, уже опытного конструктора, в НИИ-3 Наркомата боеприпасов. Ему предложили работу в отделе реактивных снарядов, где началась разработка снаряда для реактивной системы БМ-13, ставшей известной впоследствии как «Катюша». Самое грозное оружие Великой Отечественной — плод коллективного труда многих людей, но именно Лужину принадлежали идеи по конструкции снаряда, которые придали ему особые боевые качества, наводя панику и ужас на врага.

Василий Николаевич создает принципиально новую боеголовку, изменяет конструкцию стабилизаторов, делает их объемными, жесткими, невосприимчивыми к вибрациям.
Это позволяет успешно пройти испытания снаряду, и в декабре 1939 года система получает рекомендацию к принятию на вооружение. Работа Лужина удостоена высокой оценки наркома обороны. Впереди у БМ-13 — промышленное производство и успех на фронтах Великой Отечественной.

А создатель грозной «Катюши» к тому времени уже был осужден и трудился в «шарашке» на авиационном заводе в Рыбинске… Согласно семейному преданию, поводом для ареста было поведение Василия Николаевича после одного товарищеского банкета. В фойе ресторана он размахнулся и разбил портрет Сталина. Это стало известно в соответствующих органах, которые проявили и другие, якобы порочащие репутацию Василия факты. Было ли оно так? Наверное, не стоит сейчас искать истину, она уже никого не спасет.
Тогда этого было достаточно, чтобы 2 апреля 1940 года он был арестован и осужден на восемь лет с направлением на строительство Печорской железной дороги. И только в последний момент Василия Николаевича переназначили в особое конструкторское бюро в Рыбинске.

Долгожданную свободу Лужин обрел 6 мая 1948 года. Он вышел из тюрьмы надломленным человеком. Как жить дальше? Ему сорок два года, но нет ни семьи, ни жилья, ни прежней работы в Москве. Он вернулся в тихий районный город Выксу и в поисках работы обратился к руководству завода дробильно-размольного оборудования.
Главный конструктор ДРО Стрельцов из короткого знакомства с Лужиным понял, что перед ним талантливый инженер, «под свою ответственность» принял бывшего зэка на должность конструктора… И не пожалел. Василий Николаевич оказался удивительно знающим специалистом, но чрезвычайно замкнутым, необщительным человеком, ничего не рассказывавшем о себе.  

Постепенно налаживалась новая жизнь. Скоро он получил комнату в трехкомнатной квартире в одном из первых в Выксе домов со всеми коммунальными удобствами. А самое главное, рядом с ним появляется еще одна Катюша — Екатерина Дмитриевна. Эта замечательная женщина стала его женой и осветила жизнь этого хмурого человека заботой, пониманием и любовью. Им не было суждено долго пожить вместе. В 1955 году Василия Николаевича не стало. Он умер, так и не дождавшись реабилитации. Только через несколько лет, в 1958 году, вдова конструктора добилась пересмотра его дела. Наш земляк был реабилитирован.

По материалам Усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых, г. Выкса.

Лысьвенская каска
В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод единственный в Советском Союзе выпускал солдатские каски.  За 1941-1945 было изготовлено более 10 миллионов шлемов, спасших миллионы человеческих жизней.

Яркой страницей в истории Великой Отечественной войны стала Лысьва, где выпускались солдатские каски СШ-40  и стальные нагрудники. Изделия выпускались миллионными экземплярами, поэтому требовалось огромное количество бронированной стали, имевшей код «И-1». На изготовление одного солдатского шлема уходило около 2,5 кг стали. К концу октября 1941 года ее производство было налажено на лысьвенском заводе в необходимом объеме.
При всей своей внешней незамысловатости изготовление каски требовало серьезных знаний, профессиональных умений и навыков, а в условиях военного времени, и самоотверженности. Специалисты завода стремились максимально ускорить производственный процесс, сокращая число операций при штамповке, совершенствуя гальваническую, термическую и механическую обработку. Половина операций была вредной для здоровья. Даже на простую погрузку в вагоны брали только физичкеси крепких молодых мальчишек. Взрослые все были на фронтах. Удобное подтулейное устройство шили 14-16 летние девочки, которые настаивали, чтобы их конвейер двигался с той же скоростью, что и у взрослых рабочих. А в перерывах они играли самодельными куклами.
Готовые к отгрузке каски подвергались строгой проверке. Бывший хронографист Н.В. Булатова вспоминала: «От каждой партии касок отбирали три процента (6  из 200 штук) на испытания. Отстреливали каски из боевой винтовки со всех четырех сторон: лобной, затылочной и боковой. Большинство касок выдерживало установленную силу удара. Но были и такие, которые пробивались, тогда испытание проводилось повторно, отбирая от партии касок в три раза больше (ещё 18 штук). Если и на этот раз хотя бы одна каска пробивалась - вся партия браковалась и шла на переработку».
Группа технических специалистов, эффективно работавших над разработкой и выпуском специальной стали и совершенствованием технологии выпуска оборонной продукции, была удостоена звания лауреатов Сталинской премии III степени. Среди награжденных были начальник техотдела металлургического завода И.П. Ястребов, старший конструктор техотдела А.И. Филин, заместитель начальника прокатного цеха № 1 А.И. Кривилев,  начальник мартеновского цеха А.Я. Пашкевич. В постановлении СНК Союза СССР от 22 марта 1943 года отмечалось, что их труд отмечен «За коренное усовершенствование технологии производства средств индивидуальной защиты бойцов Красной Армии». 
За годы войны лысьвенцы отправили на фронт 10 474 тыс. штук касок. В том числе: во втором полугодии 1941 года – 1498 тыс. штук, в 1942 году – 3038 тыс. штук, в 1943 году –тыс. 2346 штук, в 1944 году – 2581 тыс. штук, за 5 месяцев 1945 года – 1011 тыс. штук. В ответ с фронта в Лысьву приходили письма от солдат и офицеров со словами глубокой благодарности за надежную каску, которая спасла им жизнь.
В июле 1942 года мартеновский цех завода № 700 был признан лучшим сталеплавильным цехом Советского Союза. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования лысьвенским сталеварам неоднократно вручалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Попечительский Совет Межгосударственного Союза Городов-Героев

Председатель Попечительского Совета  Межгосударственного Союза Городов-Героев 

Павел Павлович Бородин 


Президиум Межгосударственного Союза Городов-Героев

Председатель Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Генерал-майор

Виктор Васильевич Горбатко 















Дважды Герой Социалистического Труда, Председатель Международного организационного комитета по присвоению Международного почетного звания "Город Трудовой Доблести и Славы", Заместитель Председателя Правления Межгосударственного Союза Городов-Героев

Ярыгин Владимир Михайлович.














Герой Социалистического Труда, специальный представитель Межгосударственного Союза Городов-Героев по вопросам многостороннего сотрудничества Межгосударственного Союза Городов-Героев в России, Украине, Республике Беларусь и Абхазии. Председатель Международного союза машиностроителей; Председатель Совета Министров РСФСР в 1990—1991, Заместитель председателя Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев

  Силаев Иван Степанович.




Зам. Председателя Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев, Герой Советского Союза, генерал-майор 
Сергей Макарович Крамаренко


Председатель исполкома, Первый Заместитель Председателя Президиума Межгосударственного Союза Городов-Героев
Алексей Семенович Ткачев




























































Новости Союза   |   О Союзе: список Городов-Героев   |   Форум   |   Фотоальбом   |   Карта сайта   |   Оплата   |   Контакты  
Работает на: Amiro CMS